Законопроект № 1189968-8

Заключение ответственного комитета (Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам)

Документ открыт как веб-страница. Оформление оригинала может отличаться.

Проект ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по бюджету и налогам по проекту федерального закона No 1189968-8 «О внесении изменений в статьи 284 и 284.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части увеличения ставки по налогу на прибыль организаций в отношении доходов личных фондов)», внесенном депутатами Государственной Думы С.М.Мироновым, А.А.Ремезковым, А.А.Кузнецовым, М.Г.Делягиным, Н.В.Новичковым, А.В.Терентьевым, Д.Г.Гусевым, Ф.С.Тумусовым, А.С.Аксёненко (первое чтение) Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее. Законопроектом предлагается увеличить с 15 до 25 процентов ставку налога на прибыль организаций, установленную для личных фондов, а также увеличить с 2 до 12 процентов ставку налога на прибыль организаций, по которой исчисляется сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, повышение ставки налога на прибыль организаций для личных фондов до общеустановленной ставки предусмотрено в целях обеспечения справедливого уровня налогообложения для всех налогоплательщиков налога на прибыль организаций. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12320-4 Гражданского кодекса Российской Федерации личным фондом признается учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом, а также иным имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления. Пунктом 118 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для личных фондов установлена налоговая ставка в размере 15 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 13 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Однако указанная налоговая ставка применяется налогоплательщиками только при выполнении условия, установленного статьей 28412 Налогового кодекса, и в порядке, установленном указанной статьей. В противном случае к налоговой базе по налогу на прибыль организаций личного фонда применяется налоговая ставка в размере 25 процентов. Согласно статье 28412 Налогового кодекса личный фонд применяет налоговую ставку в размере 15 процентов, при условии, что за отчетный (налоговый) период в общей сумме доходов личного фонда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (за исключением доходов в виде положительной курсовой разницы), более 90 процентов в совокупности составляют доходы, поименованные в пункте 2 указанной статьи Налогового кодекса. При несоблюдении налогоплательщиком данного условия сумма налога за такой налоговый период подлежит исчислению с применением налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса, и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих сумм пеней. Следует отметить, что в конечный перечень доходов для выполнения условия о доле доходов в целях применения пониженной ставки налога на прибыль организаций включен, в том числе, доход в виде дивидендов. При этом подпунктом 14 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса ставка налога на прибыль организаций для доходов, полученных личным фондом в виде дивидендов, и так установлена 15 процентов. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 284 Налогового кодекса пониженные налоговые ставки, установленные пунктами 41, 43, 45 статьи 284 Налогового кодекса, не применяются к налоговой базе, определяемой по соответствующим доходам, полученным личным фондом. Речь идет о доходах от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций, доходах, полученных от международной холдинговой компании при использовании ею прав на объекты интеллектуальной собственности, а также доходах, полученным российскими организациями - обладателями цифровых финансовых активов. Как отмечается в заключении Счетной палаты Российской Федерации, поскольку законопроектом не предусмотрено внесение изменений в статью 284 Налогового кодекса в части установленных ограничений для личных фондов для применения пониженных налоговых ставок по отдельным видам доходов, то в результате принятия законопроекта личные фонды будут иметь более высокую налоговую нагрузку на прибыль организаций, что требует дополнительного обоснования. Правительство Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации не поддерживают рассматриваемый законопроект. Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона No 1189968-8 «О внесении изменений в статьи 284 и 284.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части увеличения ставки по налогу на прибыль организаций в отношении доходов личных фондов)». Первый заместитель председателя Комитета О.Н.Ануфриева