Законопроект № 1192006-8

Текст внесенного законопроекта (Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам)

Документ открыт как веб-страница. Оформление оригинала может отличаться.

Вносится Правительством Российской Федерации Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Статья 1 Статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года No 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, No 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, No 6, ст. 492; 2012, No 27, ст. 3588; No 50, ст. 6954; No 53, ст. 7605; 2013, No 11, ст. 1076; No 19, ст. 2329; No 26, ст. 3207; No 27, ст. 3438; No 30, ст. 4084; No 51, ст. 6699; 2014, No 26, ст. 3395; No 52, ст. 7543; 2015, No 27, ст. 3950; No 29, ст. 4357; 2017, No 18, ст. 2661; 2018, No 24, ст. 3400; No 27, ст. 3950; No 31, ст. 4852; No 32, ст. 5100, 5115; 2019, No 6, ст. 463; No 49, ст. 6953; No 52, ст. 7787; 2021, No 27, ст. 5151; 2022, No 1, ст. 40; No 10, ст. 1401; No 14, ст. 2190; No 43, ст. 7271; No 50, ст. 8792; 2023, No 1, ст. 16; No 25, ст. 4447; No 31, ст. 5766, 5784; 2024, No 31, ст. 4462; No 33, ст. 4956, 4971; No 48, ст. 7214; No 53, ст. 8532; 2025, No 7, ст. 541; No 26, ст. 3493; 2025, No 31, ст. 4633) дополнить частью шестьдесят пятой следующего содержания: "Информация об операциях физических и юридических лиц предоставляется кредитными организациями операционному центру национальной системы платежных карт, в федеральный орган исполнитель[ФИО удалено], уполномоченный по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, в случаях, порядке и объеме, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года No 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".". Статья 2 Внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 года No 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, No 21, ст. 1957; 2009, No 23, ст. 2776; No 29, ст. 3599; 2010, No 31, ст. 4161; 2011, No 27, ст. 3873; 2012, No 26, ст. 3447; 2013, No 19, ст. 2316; No 27, ст. 3477; No 48, ст. 6165; 2014, No 19, ст. 2316; 2015, No 10, ст. 1421; 2016, No 27, ст. 4223; 2018, No 28, ст. 4156; No 49, ст. 7497; No 53, ст. 8414; 2019, No 23, ст. 2912; No 30, ст. 4140; No 52, ст. 7828; 2020, No 40, ст. 6170; 2024, No 33, ст. 4970) следующие изменения: статью 11 изложить в следующей редакции: "Статья 11.Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: автоматизированная система для бланков строгой отчетности - контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях; автоматическое устройство для расчетов - устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя; база фискальных данных - совокупность фискальных данных, поступивших от пользователей к оператору фискальных данных, в том числе в виде фискальных документов, подлежащих хранению и защите от доступа третьих лиц; бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) организацией либо имеет возможность контролировать действия организации и (или) ее руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнитель[ФИО удалено] учредителя. Бенефициарным владельцем руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнитель[ФИО удалено] учредителя организации считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо; бланк строгой отчетности - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете и подтверждающий факт его осуществления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; версия модели контрольно-кассовой техники - модель контрольно-кассовой техники, имеющая уникальный для своего наименования номер версии, присвоенный ее изготовителем; выгодоприобретатель - лицо, которое не является непосредственно руководителем, главным бухгалтером, членом коллегиального исполнитель[ФИО удалено] учредителем организации, к выгоде которого действуют указанные лица при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом организации; заводской номер - уникальный номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники, фискального накопителя, средства формирования фискального признака, средства проверки фискального признака, автоматического устройства для расчетов, присвоенный изготовителем; изготовитель - организация, осуществляющая производство контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей, средств формирования фискального признака, средств проверки фискального признака; кабинет контрольно-кассовой техники - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнитель[ФИО удалено], уполномоченного по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), ведение которого осуществляется уполномоченным органом в установленном им порядке и который используется организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; кассовый чек - первичный учетный документ, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете и подтверждающий факт его осуществления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; ключ фискального признака - ключевой документ, предназначенный для формирования фискального признака и созданный с использованием мастер-ключа; код идентификации - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара; код маркировки - уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки; код проверки - последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки; контрольно-кассовая техника - электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; мастер-ключ - ключевой документ, предназначенный для создания серии ключей фискального признака, а также проверки фискальных признаков, сформированных с использованием ключей фискального признака этой серии; модель контрольно-кассовой техники (фискального накопителя) - вид (тип) контрольно-кассовой техники (фискального накопителя), соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и имеющий уникальное наименование, присвоенное изготовителем; обработка фискальных данных - любое действие (любая операция) или совокупность действий (операций), совершаемых оператором фискальных данных с применением технических средств оператора фискальных данных при формировании и (или) использовании базы фискальных данных, включая получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним; оператор информационных систем маркировки - лицо, являющееся оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и оператором федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации; оператор фискальных данных - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных; организатор массовой торговли - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие в качестве арендодателя (наймодателя) договоры аренды (имущественного найма) принадлежащего им на праве собственности имущества, которое используется не менее чем десятью арендаторами (нанимателями) и (или) субарендаторами (поднанимателями) для осуществления предпринимательской деятельности и которое расположено по адресу (месту нахождения) объекта недвижимости общей площадью не менее трех тысяч квадратных метров; перерегистрация контрольно-кассовой техники - внесение налоговым органом изменений в сведения, предоставленные пользователем при регистрации контрольно-кассовой техники (за исключением идентификационного номера налогоплательщика и заводского номера контрольно-кассовой техники) и внесенные в журнал учета контрольно-кассовой техники и карточку регистрации контрольно-кассовой техники, а также предоставление новой карточки регистрации контрольно-кассовой техники на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, без присвоения налоговым органом контрольно-кассовой технике нового регистрационного номера; пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов; применение контрольно-кассовой техники - совокупность действий организации или индивидуального предпринимателя с использованием контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и используемой по адресу и месту ее установки (применения), указанным при регистрации (перерегистрации), по формированию фискальных данных и фискальных документов, их записи и хранению в фискальном накопителе, сведения о котором представлены в налоговые органы при регистрации либо перерегистрации контрольно-кассовой техники, а также передаче фискальных документов оператору фискальных данных либо в налоговые органы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года No 161-ФЗ "О национальной платежной системе", от юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, наличных денежных средств, в том числе для зачисления сумм принятых наличных денежных средств на банковские счета таких лиц, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги; регистрация контрольно-кассовой техники - внесение налоговым органом записи об экземпляре модели контрольно-кассовой техники, ее фискального накопителя и о пользователе в журнал учета контрольно-кассовой техники, присвоение налоговым органом контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдача пользователю карточки регистрации контрольно-кассовой техники с указанием ее регистрационного номера на бумажном носителе или в электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью; реестр контрольно-кассовой техники - совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре модели контрольно-кассовой техники; реестр фискальных накопителей - совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре модели фискального накопителя, который пользователи вправе использовать при применении контрольно-кассовой техники; снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета - внесение налоговым органом в журнал учета контрольно-кассовой техники сведений о прекращении применения пользователем контрольно-кассовой техники и выдача пользователю карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета на бумажном носителе или в форме электронного документа; средство идентификации - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, или записанный на радиочастотную метку, или представленный с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации; средство проверки фискального признака - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, обеспечивающее возможность выявления корректировки или фальсификации фискальных данных, защищенных фискальным признаком, в результате их проверки с использованием мастер-ключа; средство формирования фискального признака - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, обеспечивающее возможность формирования фискального признака; технические средства оператора фискальных данных - аппаратные, программные и программно-аппаратные средства, используемые оператором фискальных данных при обработке фискальных данных, в том числе средства формирования фискального признака и средства проверки фискального признака; торговая точка - место (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), предоставленное организатором массовой торговли в рамках договора аренды (имущественного найма) арендатору (нанимателю), используемое арендатором (нанимателем) для осуществления предпринимательской деятельности или переданное в субаренду (поднаем) иному лицу для осуществления предпринимательской деятельности; фискальные данные - сведения о расчетах, в том числе сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, о контрольно-кассовой технике, применяемой при осуществлении расчетов, и иные сведения, сформированные контрольно-кассовой техникой или оператором фискальных данных; фискальный документ - фискальные данные, представленные по установленным форматам в виде кассового чека, бланка строгой отчетности и (или) иного документа, предусмотренного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, на бумажном носителе и (или) в электронной форме, в том числе защищенные фискальным признаком; фискальный накопитель - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, обеспечивающее возможность формирования фискальных признаков, запись фискальных данных в некорректируемом виде (с фискальными признаками), их энергонезависимое долговременное хранение, проверку фискальных признаков, расшифровывание и аутентификацию фискальных документов, подтверждающих факт получения оператором фискальных данных фискальных документов, переданных контрольно-кассовой техникой, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных (далее - подтверждение оператора), а также обеспечивающее возможность шифрования фискальных документов в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных, и выполнение иных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; фискальный признак - достоверная информация, сформированная с использованием фискального накопителя и ключа фискального признака или с использованием средств формирования фискального признака и мастер-ключа в результате криптографического преобразования фискальных данных, наличие которой дает возможность выявления корректировки или фальсификации этих фискальных данных при их проверке с использованием фискального накопителя и (или) средства проверки фискального признака; фискальный признак документа - фискальный признак, формируемый с использованием фискального накопителя для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака, используемых уполномоченным органом; фискальный признак оператора - фискальный признак, формируемый с использованием средств формирования фискального признака оператора фискальных данных для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака, используемых уполномоченным органом; фискальный признак подтверждения - фискальный признак, формируемый с использованием средств формирования фискального признака оператора фискальных данных для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием фискального накопителя; фискальный признак сообщения - фискальный признак, формируемый с использованием фискального накопителя для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака оператора фискальных данных; эксперт - физическое лицо, являющееся работником экспертной организации и получившее дополнительное профессиональное образование в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники, фискальных накопителей и технических средств оператора фискальных данных требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; экспертная организация - организация, самостоятельно выполняющая функции по организации и проведению экспертизы моделей контрольно-кассовой техники, моделей фискальных накопителей и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) и включенная в реестр экспертных организаций, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники."; в статье 12: а) дополнить пунктами 24 - 29 следующего содержания: "24. При осуществлении расчета в безналичном порядке с применением контрольно-кассовой техники, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, формировании пользователем кассового чека (бланка строгой отчетности), содержащего совокупность сведений о безналичной операции, позволяющих идентифицировать такую операцию или набор операций (далее - идентификатор безналичной оплаты), передаче этого кассового чека (бланка строгой отчетности) в налоговые органы через оператора фискальных данных и получении для этого кассового чека (бланка строгой отчетности) в момент расчета подтверждения оператора фискальных данных пользователь вправе не выдавать покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе и не направлять кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом), за исключением случая, предусмотренного пунктом 25 настоящей статьи. 25. При осуществлении расчета в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, покупатель (клиент) вправе потребовать от пользователя выдать ему кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе и (или) направить кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) до момента расчета, а пользователь при таком требовании покупателя (клиента) обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе и (или) направить кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности), предоставленные покупателем (клиентом) до момента расчета. 26. Кредитная организация, клиентом которой является покупатель (клиент), осуществляющий с пользователем указанные в пункте 24 настоящей статьи расчеты, на безвозмездной основе получает от уполномоченного органа кассовые чеки (бланки строгой отчетности) по таким расчетам, если иное не предусмотрено пунктом 27 настоящей статьи. Кредитная организация, получившая от уполномоченного органа кассовый чек (бланк строгой отчетности), указанный в пункте 24 настоящей статьи, в момент получения такого кассового чека (бланка строгой отчетности) размещает его на своем информационном ресурсе в сети "Интернет", обеспечивающем возможность покупателю (клиенту) бесплатно получить такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) в любое время в течение последующих трех лет (далее - информационный ресурс кредитной организации), но не более срока действия договора на обслуживание данного покупателя (клиента) в указанной кредитной организации. После размещения кассового чека (бланка строгой отчетности) на информационном ресурсе кредитной организации в соответствии с требованиями, установленными абзацем вторым настоящего пункта, кредитная организация вправе передать покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом), в случае и порядке, предусмотренных условиями договора между кредитной организацией и покупателем (клиентом). В случае отсутствия у кредитной организации информационного ресурса кредитной организации такая кредитная организация обязана незамедлительно с момента получения от уполномоченного органа кассового чека (бланка строгой отчетности), указанного в пункте 24 настоящей статьи, направить его в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом). Кредитная организация вправе получать от уполномоченного органа кассовый чек (бланк строгой отчетности), указанный в пункте 24 настоящей статьи, через операционный центр национальной системы платежных карт. 27. Покупатель (клиент) вправе запретить кредитной организации получать от уполномоченного органа кассовые чеки (бланки строгой отчетности), указанные в пункте 24 настоящей статьи, и снять такой запрет посредством направления соответствующего уведомления в уполномоченный орган через информационный ресурс кредитной организации. В случае отсутствия у кредитной организации информационного ресурса кредитной организации покупатель (клиент) вправе уведомить уполномоченный орган о введении или снятии запрета, указанного в абзаце первом настоящего пункта, способами, предусмотренными условиями договора между кредитной организацией и покупателем (клиентом). Кредитная организация, которой покупатель (клиент) запретил получать в уполномоченном органе кассовые чеки (бланки строгой отчетности), указанные в пункте 24 настоящей статьи, не вправе получать в уполномоченном органе указанные кассовые чеки (бланки строгой отчетности). 28. Покупатель (клиент) вправе наделить кредитную организацию полномочием на получение ею в уполномоченном органе отдельных кассовых чеков (бланков строгой отчетности), указанных в пункте 24 настоящей статьи, в отношении которых в момент их формирования действовал запрет на их получение, предусмотренный пунктом 27 настоящей статьи, посредством направления соответствующего уведомления в уполномоченный орган через информационный ресурс кредитной организации или в случае отсутствия у кредитной организации информационного ресурса кредитной организации способами, предусмотренными условиями договора между кредитной организацией и покупателем (клиентом). В случае, если кредитная организация наделена покупателем (клиентом) полномочием на получение отдельных кассовых чеков (бланков строгой отчетности), предусмотренным абзацем первым настоящего пункта, она обращается в уполномоченный орган с запросом о получении указанных кассовых чеков (бланков строгой отчетности). Кредитная организация, получившая от уполномоченного органа кассовый чек (бланк строгой отчетности) в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, в течение трех рабочих дней с момента получения размещает такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) на информационном ресурсе кредитной организации или в случае отсутствия у кредитной организации информационного ресурса кредитной организации направляет его в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом). 29. За нарушение запрета или требований, установленных пунктами 26 - 28 настоящей статьи, кредитная организация несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации."; б) абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции: "3. Пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пунктах 2 и 25 настоящей статьи, вправе:"; в) пункт 5 после слов "до совершения расчетов" дополнить словами ", если иное не установлено настоящим Федеральным законом"; г) абзац первый пункта 53 после слов "днем осуществления расчета, и" дополнить словами ", если иное не установлено настоящим Федеральным законом,"; д) пункт 511 после слова "осуществляемых" дополнить словами "наличными деньгами"; в статье 2: а) пункт 7 дополнить абзацем третьим следующего содержания: "Действие положений настоящего пункта не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки) в случае осуществления ими расчетов в безналичном порядке и (или) в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящей статьи."; б) дополнить пунктом 16 следующего содержания: "16. Действие положений пунктов 2, 21, 24, 5, 6, 10, 12 - 15 настоящей статьи не распространяется на организации или индивидуальных предпринимателей в случае, если суммарный оборот денежных средств за предыдущий месяц по всем видам деятельности таких организации или индивидуального предпринимателя превысил один миллион рублей."; пункт 8 статьи 42 дополнить абзацем пятым следующего содержания: "В случае, указанном в пункте 19 настоящей статьи, пользователь в течение 30 календарных дней с даты снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета обязан сформировать отчет о закрытии фискального накопителя либо в случае, если указанная контрольно-кассовая техника применялась в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных, обязан предоставить в налоговый орган фискальный накопитель для осуществления считывания содержащихся в нем фискальных данных."; пункт 1 статьи 47 дополнить абзацем двадцать третьим следующего содержания: "идентификатор безналичной оплаты."; в статье 5: а) наименование изложить в следующей редакции: "Статья 5.Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, пользователей, кредитных организаций"; б) дополнить пунктом 5 следующего содержания: "5. Кредитные организации, Банк России обязаны предоставлять уполномоченному органу на безвозмездной основе информацию об операциях физических лиц и юридических лиц с указанием идентификационного номера налогоплательщика покупателя (клиента) и идентификационного номера налогоплательщика получателя денежных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случаях: осуществления расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с предъявлением электронных средств платежа; осуществления расчетов физических лиц с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в безналичном порядке путем перевода электронных денежных средств, денежных средств, в том числе с использованием электронного средства платежа, а также сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России. Предоставление в уполномоченный орган информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, может осуществляться кредитной организацией через операционный центр национальной системы платежных карт. Сведения об идентификационном номере налогоплательщика покупателя (клиента) не передаются кредитной организацией в составе информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии согласия покупателя (клиента) на передачу таких сведений в уполномоченный орган, предоставленного покупателем (клиентом) уполномоченному органу посредством информационного ресурса кредитной организации или способами, предусмотренными условиями договора между кредитной организацией и покупателем (клиентом), в случае отсутствия у кредитной организации информационного ресурса кредитной организации. Покупатель (клиент) вправе в любой момент отозвать свое согласие на передачу сведений о своем идентификационном номере налогоплательщика, предоставленное кредитной организации, путем направления соответствующего уведомления в уполномоченный орган способами, предусмотренными абзацем пятым настоящего пункта. Порядок информационного обмена, определяющий технические параметры, типы данных и форматы взаимодействия уполномоченного органа и кредитных организаций или операционного центра национальной системы платежных карт, разрабатывается уполномоченным органом и становится обязательным к исполнению по истечении шести месяцев с момента размещения такого порядка уполномоченным органом на его официальном сайте в сети "Интернет". Порядок информационного обмена в части формирования идентификатора безналичной оплаты, указанного в пункте 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, подлежит согласованию с Банком России. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим пунктом, кредитная организация несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации."; дополнить статьей 51 следующего содержания: "Статья 51.Обязанности организаторов массовой торговли 1. При предоставлении торговой точки организатор массовой торговли обязан: 1) обеспечивать соблюдение лицами, использующими на правах аренды (имущественного найма) и (или) субаренды (поднайма) принадлежащее организатору массовой торговли на праве собственности имущество для осуществления предпринимательской деятельности, требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники путем ежемесячной проверки сведений о факте регистрации (перерегистрации) по адресу (месту нахождения) торговой точки в установленном порядке контрольно-кассовой техники на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет", в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. В случае выявления факта отсутствия у лица, использующего на правах аренды (имущественного найма) и (или) субаренды (поднайма) принадлежащее организатору массовой торговли на праве собственности имущество для осуществления предпринимательской деятельности, зарегистрированной (перерегистрированной) по адресу (месту нахождения) торговой точки в установленном порядке контрольно-кассовой техники, если торговая точка используется таким лицом для осуществления деятельности, при осуществлении которой законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусмотрено применение контрольно-кассовой техники, организатор массовой торговли незамедлительно уведомляет указанное лицо о необходимости устранения такого нарушения. С момента выявления указанного нарушения организатор массовой торговли не допускает использования торговой точки для осуществления указанной деятельности лицом, допустившим данное нарушение, до момента его устранения. В случае неустранения указанного нарушения в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления организатор массовой торговли обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения соответствующего договора аренды (имущественного найма); 2) самостоятельно осуществлять проверку наличия сведений о лице, имеющем намерение заключить с ним договор аренды (имущественного найма), в реестре лиц, систематически нарушающих требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - реестр нарушителей), ведение которого осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 73 настоящего Федерального закона; 3) ежемесячно осуществлять проверку наличия сведений о лицах, использующих на правах аренды (имущественного найма) и (или) субаренды (поднайма) принадлежащее организатору массовой торговли на праве собственности имущество для осуществления предпринимательской деятельности, в реестре нарушителей. В случае обнаружения в реестре нарушителей сведений о лице, указанном в настоящем подпункте, организатор массовой торговли в течение десяти рабочих дней с даты обнаружения таких сведений обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора аренды (имущественного найма). 2. При заключении организатором массовой торговли договоров аренды (имущественного найма) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для осуществления деятельности, при осуществлении которой законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусмотрено применение контрольно-кассовой техники, организатор массовой торговли проверяет сведения о факте регистрации (перерегистрации) такими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в установленном порядке контрольно-кассовой техники на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет", в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. 3. При заключении арендатором (нанимателем) торговых точек договоров субаренды (поднайма) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в случае предоставления торговой точки для осуществления деятельности, при осуществлении которой законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусмотрено применение контрольно-кассовой техники, арендатор (наниматель) проверяет сведения о факте регистрации (перерегистрации) такими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в установленном порядке контрольно-кассовой техники на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет", в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. Арендатор (наниматель) торговой точки обязан предоставить организатору массовой торговли в срок не позднее дня заключения договора субаренды (поднайма), указанного в абзаце первом настоящего пункта, информацию о проверке им сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта. 4. Предоставление организатором массовой торговли торговых точек юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления деятельности, при осуществлении которой законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусмотрено применение контрольно-кассовой техники, без наличия у них зарегистрированной (перерегистрированной) по адресу (месту нахождения) торговой точки в установленном порядке контрольно-кассовой техники, а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр нарушителей, не допускается. 5. Налоговые органы осуществляют контроль (надзор) за соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей."; дополнить статьей 52 следующего содержания: "Статья 52.Запрет на размещение информации о расчетах на информационных ресурсах в сети "Интернет" Организациям и индивидуальным предпринимателям, сведения о которых содержатся в реестре нарушителей, запрещается размещение на информационном ресурсе в сети "Интернет" информации, содержащей предложение о заключении дистанционным способом договора купли-продажи или договора возмездного выполнения работ (оказания услуг)."; в статье 7: а) пункт 2 дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания: "проводят осмотр жилого помещения, по адресу которого установлена (применяется) контрольно-кассовая техника."; б) дополнить пунктами 63 - 66 следующего содержания: "63. Налоговые органы в рамках информационного обмена вправе передавать третьим лицам сведения о факте регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями либо об отсутствии такой регистрации. Порядок указанного в настоящем пункте информационного обмена, в том числе состав передаваемых сведений и участников информационного обмена, разрабатывается и размещается уполномоченным органом на его официальном сайте в сети "Интернет". 64. Уполномоченный орган при получении от оператора фискальных данных кассового чека (бланка строгой отчетности), указанного в пункте 24 статьи 12 настоящего Федерального закона, предоставляет на безвозмездной основе кредитной организации, клиентом которой является покупатель (клиент), такой кассовый чек (бланк строгой отчетности), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 27 статьи 12 настоящего Федерального закона. Кассовый чек (бланк строгой отчетности) и (или) информация о нем, полученные кредитной организацией, операционным центром национальной системы платежных карт от уполномоченного органа, не подлежат передаче (раскрытию) третьим лицам, кроме случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом. 65. Уполномоченный орган при наличии у кредитной организации предоставленного покупателем (клиентом) в соответствии с пунктом 28 статьи 12 настоящего Федерального закона полномочия на получение ею отдельных кассовых чеков (бланков строгой отчетности) предоставляет такие кассовые чеки (бланки строгой отчетности) кредитной организации в порядке, предусмотренном пунктом 28 статьи 12 настоящего Федерального закона. Порядок информационного обмена, определяющий технические параметры, типы данных и форматы взаимодействия уполномоченного органа и кредитных организаций или операционного центра национальной системы платежных карт, разрабатывается уполномоченным органом и становится обязательным к исполнению по истечении шести месяцев с момента размещения такого порядка уполномоченным органом на его официальном сайте в сети "Интернет". Порядок информационного обмена в части формирования идентификатора безналичной оплаты, указанного в пункте 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, подлежит согласованию с Банком России. 66. По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа срок проведения контрольной закупки в рамках осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники может быть увеличен до двадцати пяти рабочих дней. Объявление контролируемому лицу о проведении контрольной закупки производится в течение двух рабочих дней со дня завершения срока проведения контрольной закупки."; 10) дополнить статьей 73 следующего содержания: "Статья 73.Реестр лиц, систематически нарушающих требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники 1. Уполномоченный орган осуществляет ведение и размещение на своем официальном сайте в сети "Интернет" реестра нарушителей. 2. Реестр нарушителей содержит следующие сведения о лицах, систематически нарушающих требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники: наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика организации, индивидуального предпринимателя; дата включения в реестр нарушителей; дата исключения из реестра нарушителей. 3. Включение сведений об организации или индивидуальном предпринимателе в реестр нарушителей осуществляется в случае привлечения таких организации или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в соответствии с частью 2 или 3 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если количество случаев привлечения в течение одного года с даты вступления в силу постановления о привлечении таких организации или индивидуального предпринимателя к административной ответственности впервые за указанный год равно или больше одной пятой количества единиц контрольно-кассовой техники, зарегистрированной такими организацией или индивидуальным предпринимателем, но не менее двух случаев либо если такие организация или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 2 или 3 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях два и более раза в течение одного года с даты вступления в силу постановления о привлечении таких организации или индивидуального предпринимателя к административной ответственности впервые за указанный год при отсутствии у таких организации или индивидуального предпринимателя зарегистрированной (перерегистрированной) в установленном порядке контрольно-кассовой техники, с учетом положений настоящего пункта. Включение организации, являющейся оператором посреднической цифровой платформы, в реестр нарушителей осуществляется в случаях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники и явившихся основанием для привлечения такой организации к административной ответственности, составила десять или более процентов годового оборота, зафиксированного контрольно-кассовой техникой, считая с даты, предшествующей дате вступления в законную силу постановления о привлечении организации, являющейся оператором посреднической цифровой платформы, к ответственности за совершение административного правонарушения. 4. Сведения об организации или индивидуальном предпринимателе исключаются из реестра нарушителей в календарный день, следующий за днем истечения трех месяцев с даты внесения в реестр нарушителей сведений о таких организации или индивидуальном предпринимателе, при условии непривлечения таких организации или индивидуального предпринимателя в течение указанного срока к административной ответственности в соответствии с частью 2 или 3 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае привлечения организации или индивидуального предпринимателя, сведения о которых включены в реестр нарушителей, к административной ответственности в соответствии с частью 2 или 3 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до момента исключения таких организации или индивидуального предпринимателя из реестра нарушителей срок нахождения сведений о таких организации или индивидуальном предпринимателе в реестре нарушителей продлевается на три месяца с даты вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности. Уполномоченный орган вправе исключить сведения об организации или индивидуальном предпринимателе из реестра нарушителей до истечения трех месяцев с даты внесения в реестр нарушителей сведений о таких организации или индивидуальном предпринимателе при наличии у уполномоченного органа вступившего в силу судебного акта либо постановления вышестоящего должностного лица об отмене постановления по делу об административном правонарушении, которое являлось основанием для внесения сведений в реестр нарушителей. Внесение сведений в реестр нарушителей осуществляется уполномоченным органом не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступивших в силу указанных постановления либо судебного акта. Организация и индивидуальный предприниматель считаются исключенными из реестра нарушителей при наличии в реестре нарушителей соответствующей записи о дате исключения из реестра нарушителей и отсутствии более поздней записи о дате включения в реестр. 5. Уполномоченный орган вправе разрабатывать дополнительные требования к порядку ведения реестра нарушителей (в том числе к перечню публикуемых сведений о лицах, сведения о которых содержатся в реестре нарушителей), которые должны быть размещены уполномоченным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".". Статья 3 Пункт 1 части 5 статьи 151 Федерального закона от 27 июля 2006 года No 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, No 31, ст. 3448; 2012, No 31, ст. 4328; 2013, No 14, ст. 1658; No 52, ст. 6963; 2014, No 30, ст. 4223; 2016, No 52, ст. 7491; 2017, No 24, ст. 3478; No 31, ст. 4827; 2018, No 18, ст. 2572; No 49, ст. 7523; No 52, ст. 8101; 2019, No 18, ст. 2214; 2020, No 14, ст. 2035; 2021, No 27, ст. 5059, 5116, 5183; 2022, No 50, ст. 8772; 2023, No 1, ст. 32; No 32, ст. 6138; 2024, No 33, ст. 4920; No 48, ст. 7218; 2025, No 52, ст. 8356) дополнить подпунктом "п" следующего содержания: "п) информации, содержащей предложение о заключении дистанционным способом договора купли-продажи или договора возмездного выполнения работ (оказания услуг) лицом и (или) с лицом, сведения о котором содержатся в реестре лиц, систематически нарушающих требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Статья 4 Статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года No 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, No 1, ст. 2; 2025, No 31, ст. 4707) дополнить частью 21 следующего содержания: "21. Договор аренды (имущественного найма) между хозяйствующим субъектом - арендатором (нанимателем) и лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 года No 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации") является организатором массовой торговли, в отношении принадлежащего организатору массовой торговли на праве собственности имущества может включать в себя условие обязательного одностороннего отказа организатора массовой торговли от исполнения соответствующего договора аренды (имущественного найма) с хозяйствующим субъектом - арендатором (нанимателем) в срок, предусмотренный статьей 51 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", в случае включения такого хозяйствующего субъекта - арендатора (нанимателя) и (или) хозяйствующего субъекта - субарендатора (поднанимателя) принадлежащего организатору массовой торговли на праве собственности имущества в реестр лиц, систематически нарушающих требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнитель[ФИО удалено], уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, в соответствии со статьей 73 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", либо в случае неустранения хозяйствующим субъектом - арендатором (нанимателем) и (или) хозяйствующим субъектом - субарендатором (поднанимателем) принадлежащего организатору массовой торговли на праве собственности имущества нарушения, указанного в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".". Статья 5 Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Пункт 7 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Подпункты "в" и "д" пункта 2, пункты 5, 8 и 10 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Подпункт "б" пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2028 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона устанавливается переходный период, в течение которого пользователи контрольно-кассовой техники, кредитные организации, операционный центр национальной системы платежных карт проводят организационные и технологические мероприятия в целях реализации положений пунктов 24 - 28 статьи 12 и пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года No 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и который завершается в следующие сроки: 1) до 31 января 2027 года - для системно значимых кредитных организаций по расчетам покупателя (клиента) с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, совершенным с использованием платежных карт; 2) до 28 февраля 2027 года - для пользователей контрольно-кассовой техники, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги, по расчетам покупателя (клиента) с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, совершенным с использованием платежных карт; 3) до 1 мая 2027 года - для пользователей контрольно-кассовой техники, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги, по расчетам покупателя (клиента) с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, совершенным с использованием платежных карт; 4) до 1 июня 2027 года - для кредитных организаций - эмитентов в отношении обязанностей, установленных абзацами пятым - восьмым подпункта "а" пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, по расчетам покупателя (клиента) с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, совершенным с использованием платежных карт, а также для всех кредитных организаций в отношении расчетов покупателя (клиента) с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, совершенным в безналичном порядке; 5) до 1 июля 2027 года - для пользователей контрольно-кассовой техники, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги, по остальным расчетам покупателя (клиента) с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, совершенным в безналичном порядке; 6) до 1 августа 2027 года - для пользователей контрольно-кассовой техники, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги, по остальным расчетам покупателя (клиента) с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, совершенным в безналичном порядке, а также для кредитных организаций - эмитентов в отношении обязанностей, установленных абзацами пятым - восьмым подпункта "а" пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, по остальным расчетам покупателя (клиента) с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Кредитные организации вправе осуществлять информационное взаимодействие с уполномоченным органом и клиентами, предусмотренное пунктами 26 - 28 статьи 12 и пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года No 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", до окончания переходного периода, установленного для таких кредитных организаций частью 5 настоящей статьи. К нормативным правовым актам Российской Федерации, устанавливающим обязательные требования и принимаемым в целях реализации положений подпункта "п" пункта 1 части 5 статьи 151 Федерального закона от 27 июля 2006 года No 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", не применяются положения частей 1 и 4 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года No 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Президент Российской Федерации